Дербент – один из древнейших городов мира и самый древний в России. Дербент – город-музей под открытым небом, уникальный архитектурный и исторический памятник, по праву причисленный к самым замечательным объектам мирового наследия. Как же обстояли дела с прекрасными банными комплексами на заре их возникновения.
Восточные бани (хамамы, тюрк.– источающий тепло) играли большую роль в мусульманском городе, являясь такой же неотъемлемой составной частью его общественной жизни, как мечети и базары. Помимо санитарно-гигиенических функций, они служили местом сбора жителей, где можно было обменяться новостями, отдохнуть, провести время. Культура мытья на Востоке – это часть исторического наследия. Она веками из простого процесса очищения превратилась в целую науку, традицию, часть веры. Мусульмане приписывают пророку Мухаммеду слова: «Чистота – половина веры». Поэтому хамамы выполняли ряд функций, установленных мусульманину шариатом (мусульманское законодательство), который запрещает правоверному посещение мечети, совершение намаза (обязательная ежедневная пятиразовая молитва) или иных молебен, чтение Корана, и т. д. без омовения. И если частичное или малое омовение (вузу илидяст-и намаз) можно совершить в домашних условиях, то полное или большое омовение (гусл) совершалось только в хамаме.
Только с очищенной душой и телом мусульманин может выполнять установления шариата. Характеризуя хамамы, академик И.А. Орбели писал: «… Бани на Кавказе, как и во всем Востоке, предмет особой заботы… Потому, что баня служит не только для омовения, но и для укрепления сил, поднятия упавшего настроения, для отдыха, для встречи и дружеской беседы с приятелями, для встречи и разговора о купле, продаже, о торговой сделке и для показа мастерства в шахматах и нардах». Считалось, что только в хамаме можно спокойно подумать, принять правильное решение. Хамам издревле считался эликсиром жизни и силы, а человек, посетивший хамам, заново перерождался, обретал ясный ум и новые силы. «Баня – это праздник тела»,– говорили на Востоке. Для женщин посещение бань представлял отдельный ритуал, часть общественной жизни, место, где можно обсудить дела, поделиться новостями, пообщаться. При самых строгих правилах мусульманской семьи каждый
Правоверный обязан был раз в неделю отпустить свою жену в баню. Женщины собирались в хамам как на праздник: наряжались в красивую одежду, брали с собой сладости… В хамаме они нередко проводили весь день с утра до вечера. При отдельных хамамах существовали специальные сооружения, предназначенные для спортивных упражнений для мужчин, называемые «зорхана».
Сколько было хамамов за долгую историю города, неизвестно. Многочисленные средневековые письменные источники не упоминают о них, видимо, потому, что подобные сооружения для Востока были обычным, рядовым явлением. По данным переписи строений, проведенной местной администрацией в 1824 г., в городе действовали 3 бани: Мужская баня на старой торговой площади, Женская баня (у Джума-мечети) и баня у Кырхляр-капы (в районе ворот Кырхляр-капы у северной городской стены). Из описания древностей города, составленного по поручению военного коменданта Дербента одним из местных грамотеев в 1838 г., известно, что в городе «… Бань четыре, и одна в цитадели, обращенная теперь в склад. Одна баня, принадлежащая Хаджи Мир-Зейнал-Абдину, конфискована у него за изменуи обращена в каземат (месторасположение неизвестно). Вторая баня на старом базаре, третья от Кырхляр-Кули-бека перешла к его сыну Али-Панах-беку, а от него к сыну Ага-беку (баня у Кырхляр-капы).
Четвертая баня около Джума-мечети (Женская баня)». Позже были возведены Девичья баня (1905 г.) и Персидская баня (1906 г.). В начале ХХ в. действовали 4 бани: Женская баня, Девичья баня, баня у Кырхляр-капы и Персидская баня. В 50-х годах ХХ в. действовали только две бани: Женская баня и баня у Кырхляр-капы.
До наших дней дошли остатки шести хамамов: – Ханская баня – в цитадели Нарын-кала; – Мужская баня – на древней базарной площади, расположенной на 8-м магале; – Женская баня и Девичья баня – на 7-м магале, у Джума-мечети; – баня у ворот Кырхляр-капы; – Персидская баня – на 1-м магале, у Тахтабазара. Одна из них, баня у ворот Кырхляр-капы, действует и ныне. Интересна история Женской бани. Заброшенная, она долгие годы служила местом свалки мусора и называлась в народе «Хамам дамы» (Крыша, кровля бани). В 1788 г. житель города Хаджи-Мухаммед Кербалаи-Ибрахимоглы вывез с этого места 24 арб мусора, очистил и отремонтировал баню. Однако руководство Джума-мечети предъявило свои права на баню, ссылаясь на надпись, расположенную над входом бани. Надпись гласила: «Эту баню султан (титул правителя города) Байазид бен Бахрам Устаджлу отдал в вакф (привилегированная, не облагаемая налогом собственность) мечети, которая рядом с баней, в 1065 году хиджры». (1065 г. хиджры соответствует 11.IX.1654 г. – 30.XI.1655 г.). Тяжба решилась в пользу Джума-мечети, которая оплатила Хаджи-Мухаммеду КербалаИбрагим-оглы понесенные им расходы и возвратила себе баню.
Возведение (или перестройку) Ханской бани, Мужской бани, Женской бани и бани у ворот Кырхляр-капы специалисты относят к XV–XVII вв. Возведение Мужской бани на старой торговой площади местная историческая традиция датирует VIII в. Однако специальные исследования показали, что возведение основной части этой бани относится к средневековому периоду, хотя в основании ее лежат более древние постройки IX–X вв. Все хамамы в архитектурнопланировочном решении представляют собой установившийся веками традиционный тип восточной (турецкой) средневековой бани. Они имеют, в общем, единую объемнопространственную композицию и отличаются только размерами и незначительными элементами планировки и конструкции.
Это традиционные для Востока сводчатокупольные сооружения, на две трети заглубленные в землю и освещаемые через световые фонари в перекрытии. Все здания бани перекрыты хорошо продуманной системой сводов и куполов, которые создают взаимосвязанную и уравновешенную конструкцию. Стены и купола сооружения выложены из местного ракушечника. Полы застланы большими каменными плитами. Разнятся хамамы только размерами (от 300 до 600 кв. м) и отдельными элементами архитектурных конструкций. Бани состоят из двух отделений: холодного, предназначенного для раздевания, и горячего, предназначенного для мытья. Холодное отделение, куда непосредственно ведет вход в баню, крестообразной формы. Квадратная зала, образуемая от пересечения лучей креста, перекрыта каменным куполом, имеющем на вершине световой фонарь, дающим верхний свет. В центре зала устроен бассейн с холодной водой. В нем ополаскивают ноги перед одеванием.
Лучи креста образуют довольно глубокие (2–3 м) ниши, перекрытые стрельчатыми сводами. Пол ниш приподнят над уровнем пола залы. Здесь раздеваются, а обувь оставляют в маленьких нишах, расположенных на уровне пола зала. Из первого зала узкий коридор, перекрытый стрельчатым сводом, ведет в горячую часть бани, состоящую из центрального зала, освещаемого световым отверстием в центре купола, и нескольких (4–8) перекрытых сводами и куполами отсеков, сгруппированных вокруг него. В одной из боковых секций на уровне пола устроен квадратный бассейн для купания. К торцовой стене этой секции извне примыкают перекрытые стрельчатыми куполами помещения. Это водоемы с холодной и горячей водой, называемые «хязня». Хязня сообщается с моечным отделением небольшими арочными проемами для черпания воды. В бане устроена очень рациональная система нагрева воды и обогрева моечного отделения. В центр уложенного каменными плитами пола водоема (хязня) вершиной вниз вмазан воронкообразный кованный из красной меди таз, диаметром около 1 метра и высотой 20– 30 см. Под тазом расположена топка, доступ к которой устроен вне здания бани. Топочный материал – дрова. Тепло от сгорания дров передается меди, а от нее воде. Нагретый воздух и дым от топки разводится по каналам, проложенным под полом моечного отделения, обогревая его.
Подобная планировка, система подогрева воды и отопления моечного отделения одинаковы для всех хамамов. В строгом соответствии с архитектурными традициями средневекового Дербента, внешне здания хамамов не воспринимаются. Невысокие (1,5–2 м) глухие подпорные стены, выложенные по периметру сооружения, засыпаны слоем земли. Над выровненной поверхностью возвышаются световые фонари куполов. Очень скромно оформлен небольшой входной портал. Все архитектурное убранство сосредоточено во внутреннем интерьере, где все поражает своей удивительной пропорцией ансамбля и соразмерностью частей, простотой линий силуэта и величавостью сооружения. «О художественном облике дербентских бань, – пишет профессор С.О. ХанМагомедов,– нельзя составить даже отдаленного представления, не побывав в их интерьере.
Снаружи эти монументальные сооружения вообще не производят впечатления сколько-нибудь значительных архитектурных объектов: скромный портал, глухие невысокие стены и плоская кровля, над которой возвышаются верхние части куполов. Совсем иное впечатление производит интерьер бань. Верхнее освещение (через отверстия в сводах и куполах) четко выявляет общую пространственную структуру всех помещений. Соотношение света и теней создает здесь особое впечатление пространства… Купола, своды, арки, арочные ниши в совокупности образуют как бы сложное единое пространство, размеры которого зрительно кажутся больше благодаря верхнему освещению. Своды и купола не только не давят, но как бы парят, создавая ощущение пространственного, полного света и воздуха величественного интерьера».
История восточных бань-хамамов Дагестана.
По материалам: Дербентский государственный историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. (https://derbentmuseum.ru/)
Сайт носит исключитeльно ознакомительный харaктер и не являютcя публичнoй офeртой, опрeделенной пунктoм 2 стaтьи 437 Граждaнского кoдекса Российской Федерации.
Сколько стоит построить хамам Проектирование и дизайн хамамов Монтаж каркаса хамамов Внутренняя отделка хамамов Оборудование для хамамов Статьи про хамамы Реконструкция хамамов Сервисное обслуживание хамама Портфолио фото хамамов